8 (8422) 41-14-95



02.02.2023

Исследование Сбера: что происходит с малым бизнесом в новой реальности


Сбер запускаетрегулярное исследование настроений малого бизнеса и самозанятых ПРИМ. Первый опрос предпринимателей показал, что 81% малых компаний к концу 2022 года справились с ограничениями поставок, а 13% улучшили свое финансовое положение. Рассказываем, в каком возрасте предприниматели добиваются больших успехов, на какую поддержку рассчитывают, и где работают самозанятые.

ПРИМ расшифровывается как «Предприниматели России: исследовательский мониторинг». Сбер проводит исследование в партнерстве с Фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития. Исследование будет выходить ежеквартально. Первое прошло в конце 2022 года и было посвящено субъективному восприятию ситуации в микро- и малом бизнесе в условиях новой реальности.

Исследователи изучили текущие взгляды предпринимателей, их оценку условий ведения предпринимательской деятельности, отношение бизнеса к государству и востребованность мер господдержки. Социологи также узнали, какой поддержки ждут компании от банков и других участников финансового рынка.

В исследовании участвовали 600 владельцев ООО и ИП со всей России.

Финансовое положение бизнеса
Осенью 2022 года 56% представителей микро- и малого бизнеса оценивали финансовое положение своей компании как удовлетворительное, а 19% характеризовали его как хорошее. На финансовое состояние компаний повлияли снижение спроса и покупательской способности населения, а также рост расходов и санкции.

Проблемы предпринимателей
Основные сложности, с которыми столкнулись владельцы бизнеса, были связаны с ростом цен у поставщиков (80%), сокращением спроса (66%), снижением объёмов производства и заказов (56%). У половины опрошенных предпринимателей возникли трудности из-за прекращения поставок материалов и товаров.

В числе других проблем опрошенные называли рост издержек на сбыт товара, задержки платежей от контрагентов, сокращение финансовых резервов, проблемы из-за усиления конкуренции на рынке и трудности с поставками из России (30%).

Холдинг «Автомаркет» торгует автозапчастями и деталями для большегрузных машин. После введения ограничений прямые поставки из Европы прекратились. «Автомаркет» начал искать альтернативные каналы, но стоимость запчастей получалась слишком высокой. Тогда холдинг решил расширить географию, нашёл новых контрагентов в Китае и Турции, выстроил логистику и наладил схему поставок. Для расчетов с новыми поставщиками компания открыла счет в юанях в Сбере. Сейчас бизнес холдинга функционирует в штатном режиме, в планах — запуск нового направления в сфере сельского хозяйства.

Молодые предприниматели (18–35 лет) реже заявляли о финансовых трудностях, чем зрелые (старше 36 лет). Они чаще упоминали о проблемах с рекламой.

Молодые предприниматели лучше адаптируются
Молодые владельцы бизнеса быстрее реагируют и лучше справляются с неожиданными сложными обстоятельствами, чем зрелые. В 2022 году они больше экономили на закупке материалов и сырья у поставщиков и затратах на аутсорсинговые работы. В результате компании молодых предпринимателей чувствуют себя лучше.

23% молодых предпринимателей сообщили об улучшении финансового положения в их бизнесе за последний год, среди зрелых об этом заявили 11%
Самые полезные меры господдержки
Предприниматели оценили меры поддержки, которые им предоставляет государство. По мнению опрошенных, наибольшую пользу приносят специальные налоговые режимы (51%), предоставление льготного кредитования (42%) и налоговых льгот (39%). При этом чем выше оборот у компаний, тем больше они заинтересованы в льготном кредитовании, государственном софинансировании расходов по выходу на новые рынки, а также в участии в госзаказах и госзакупках.

28% компаний считают, что государство помогает бизнесу
58% предпринимателей знают о мерах поддержки государства, принятых за последний год
Связь господдержки со стабильностью бизнеса
44% предпринимателей считают, что применение мер господдержки полезно для их бизнеса. Они также считают, что меры поддержки от государства реализуются хорошо и эффективно. Чаще об этом заявляли респонденты, которые оценивают финансовое положение своей компании как хорошее. И чем лучше состояние компании, тем более позитивно предприниматели оценивают меры господдержки.

58% компаний осведомлены о мерах и решениях, принятых государством для поддержки бизнеса за предшествующий опросу год
41% предпринимателей уже обращались за получением мер господдержки, 15% собираются сделать это
Что бизнес ждет от банков и других компаний
Представители микро- и малого бизнеса хотели бы получить от банков и других финансовых компаний кредиты по льготным ставкам (60%), льготную рекламную и маркетинговую поддержку (44%) и помощь в выходе на новые рынки (33%).

Также в списке кредитные каникулы или отсрочка платежей, обучение бизнес-планированию, IT-решения и помощь в лицензировании.


Читайте также

Тайный список маркетолога: топ-10 трендов в рекламе на 2023 год

Производитель арахисовой пасты Nattys получил большие заказы от крупных торговых сетей, когда в 2022 году с российского рынка ушли другие поставщики арахисовой пасты. На кредит от Сбера компания смогла запустить новую линию продукции — орехи и батончики — и увеличить производительность.

В кредитной поддержке наиболее заинтересованы производственные компании, в льготной рекламе — предприниматели, работающие в сфере услуг и производстве. В обучении бизнес-планированию и IT-решениях — торговые предприятия.

58% молодых предпринимателей заинтересованы в кредитах по льготным ставкам, 54% — в льготной рекламной и маркетинговой поддержке
Как работают самозанятые
Чаще всего самозанятые работают в сфере услуг (73%), где нужно лично взаимодействовать с клиентом (строительство, ремонт, красота, перевозка грузов). Каждый четвёртый оказывает услуги удалённо (в том числе дизайн и IT, маркетинговые, образовательные, юридические и финансовые услуги). Чаще всего в качестве плательщика налога на профессиональный доход регистрируются женщины, молодые люди в возрасте до 30 лет, лица с высшим образованием и жители городов-миллионников.

Назад